Рашевский Михаил (goblin_mih) wrote,
Рашевский Михаил
goblin_mih

Categories:

Переяслав-Хмельницкий. Часть 1

Посмотрели мы с женой по сторонам, присмотрелись к происходящим в нашей стране событиям, прикинули по деньгам, по срокам – и вынесли вердикт: получится! А задумали мы следующее. Хочется мир повидать, да вот беда: на заграницы денег не хватает и в ближайшие несколько лет (если выживем в надвигающейся войне) и не хватит. Но ведь можно и не ездить по заграницам? Знаем ли мы нормально Украину? Везде ли были, где хотели? Где ни разу в жизни не были даже проездом и где есть что-то посмотреть и чем-то восхититься? Да даже вокруг Киева – везде были, где стоит побывать?

Вывод был неутешителен: мы практически не знали не то, что страны – ближайшего окружения! Открыли карту Украины, рассмотрели окрестности Киева – и тут же наткнулись на дюжину мест, достойных посещения и познания. Чернигов, Черкассы, Переяслав-Хмельницкий, Полтава и Миргород, и т.д. и т.п. Десятки, а то и сотни городов, селищ, интересных мест.
Вот были мы недавно в Каменец-Подольском и Хотине. Понравилось? Не то слово! Трёхдневная поездка пролетела до обидного быстро. Столько интересностей, столько так и не узнанного. Оставили на следующий раз.
Или вот в Одессу на выходные съездили. Тоже отдохнули душой! И тоже столько всего непознанного за бортом поездки осталось.
Так что родную страну не только можно – а и нужно познавать!
Вот мы и решили: будем! Несколько таких поездок в год – и уже при наименовании города перед глазами не только название на карте будет возникать, а и то, что запомнилось, что виделось.
Но если выбирать, куда поехать, то нужно сложить два плюс два: как долго туда ехать, сколько времени остаётся на прогулку, и если мало – возможно ли заночевать? Сколько всё это будет стоить, а главное: что там вообще смотреть и куда идти?
Решили, что в областные центры нужно ехать на несколько дней, ибо только на первый взгляд на специализирующихся сайтах интересного там – и за два дня не обойдёшь. А вот Переяслав-Хмельницкий, или просто: Переяслав – это уже интереснее. Недалеко, много всяческих музеев и вообще – историческое же место! Да, да, именно здесь, в этом городке в 1654 году Богдан Хмельницкий созвал казацкий совет, который и постановил о присоединении тогдашней Украины к тогдашней России.
Честно говоря, для меня было большим открытием то, что Переяслав находится так близко к Киеву. Я считал, что он как минимум недалеко от Запорожья и тогдашней Сечи. Но вот первое открытие: и ста километров от Киева не будет!
Поездка несколько раз откладывалась, срывалась, и потому, когда, как это обычно бывает, с бухты-барахты решили, что едем, был уже вечер пятницы, на руках не оказалось ни распечатанной карты с достопримечательностями городка, ни распечаток того, что же можно посмотреть. В общем, решили ехать так, наобум. Даже интереснее будет.
Посмотрел на сам город через Яндекс-карты. Там есть отснятые панорамы, вот на них и ориентировался. Боже, подумал тогда, куда мы едем-то? Село ведь!
Я почему-то думал, что в городе, где произошло столь знаменательное событие, как Переяславская Рада, будет как минимум памятник Хмельницкому, а лучше – музей, гигантский монумент. Отнюдь! Про Раду упомянуто только в Википедии, а почти вся масса музеев – а для столь маленького городка их оказалось на удивление много – было записано на один адрес. Решили, или здание для музеев достаточно обширное, или сведения не соответствуют действительности, или музеи размером с комнату. Были тут и музеи видных жителей Переяслава: Шевченко, Сковороды, Шолом Алейхема. Были и необычные: музей хлеба, истории пчеловодства, например. Но больше всего меня заинтересовала Музей-диорама «Битва за Днепр в районе Переяслава-Хмельницкого осенью 1943 года». А Натку больше всего прельщал «Музей народной архитектуры и быта Средней Надднепрянщины». Начиталась отзывов – и возгорела желанием посетить именно его. Мол, как наше Пирогово, только лучше. Ну ок. Значит, будет нам обоим на что-то да посмотреть. Чудненько!
Сказано – сделано. Решили – и съездили.

* * *

Одно из мест, откуда можно было прямым ходом отправиться на Переяслав, располагалось в одной остановке метро от нас – на «Харьковской». Так что добираться к «точке погрузки» было для нас легче лёгкого.
Решили отправиться только вдвоём с Наткой. Сын ещё не в том возрасте, чтобы его прельщали какие-то краевиды, история, интересности и картины. О нет. Ему сейчас интересны горки, видеоигры, всё ещё детские площадки и мультики. Но это нормально. Так что оставили его на тёщу, а сами поехали в маленькое путешествие.
Вообще с «Харьковской», а место, откуда уходят маршрутки, мы нашли очень просто и быстро, уходят ещё несколько симпатичных нам маршрутов. Например, на Черкассы, в Полтаву. Так что, я думаю, с этой точки в путь по Украине мы отправлялись не в последний раз.
В микроавтобусе было много свободных мест, ждать отправления долго не пришлось. Поехали споро, по пути подбирая пассажиров. Билет стоил столько, сколько и упоминалось на сайте – 20 гривен, что для нас было не просто приемлемо, а дёшево.
Доехали на удивление быстро. Засекли время, когда отъезжали, но напрочь забыли проверить, сколько прошло, когда доехали. Не больше часа – это точно.
Выгрузились, посмотрели по сторонам… и зависли. Вот он, минус визуальной неподготовленности. Куда дальше идти – не знали абсолютно. И чтобы просто не торчать на той маленькой рыночной площади и по совместительству автовокзале, решили вот так вот просто пойти по улице, куда глаза глядели.
Улица была с многоэтажными домами – с одной стороны и длиннейшим зелёным забором – с другой. Вдоль забора мы и шли. Вся поверхность заграждения была густо изрисована детским рисунками. И не просто мелом или там словами из трёх букв, нет. Вполне себе основательно забор разукрасили школьники, используя краски. Цветы, дома, деревья, иногда смутно угадываемые сказочные персонажи. Постоянно натыкаешься взглядом на подпись, кто рисовал и с какого он класса. Видать, выдали ребятишкам бочки краски и разрешили рисовать всё, что им хочется – вот они и отрывались. Иногда попадались забавные рисунки.
Прошли военкомат, почему-то забаррикадированный мешками с песком. Война?
Мобильный телефон и интернет в совокупности – мощная штука. Вот не знали мы, куда идти – Натка позвонила маме, которая сидела в тот момент за компом. Та оперативно нашла карту Переяслава, сверилась со сказанным нами адресом, проследила, куда нужно идти, чтобы выйти к «ул. Летописная, 2», где записаны большинство музеев - и скорректировала, как идти.
Оказалось, мы выбрали правильный путь! Именно по той улице, что мы шли, и нужно было идти!
Вышли на центральную площадь, на которой нужно было как раз сворачивать на Летописную, и тут наткнулись на картинку нового времени.



Когда-то тут стоял, скорее всего, Ленин. Но недавно у нас прошёл т.н. «Ленинопад», когда по всей Украине сбрасывали с постаментов Ленина. Судя по до сих пор не пристроенной мраморной разбитой плиткой, здешнего «вождя мирового пролетариата» свалили совсем недавно. Впрочем, уже успели разобрать на сувениры: на площади его не было. Памятник заменили стягом.
Мы быстро нашли Летописную и бодро по ней помаршировали. По идее, она должна была нас вывести к тому самому «Музею народной архитектуры и быта Средней Надднепрянщины», который так хотела посмотреть жена. А после, решили, сходим и на диораму, бо к ней – в другую сторону и типа дальше.
Ну ок.
Летописная тянулась и тянулась. Мы проходили то какие-то развалины домиков, то, наоборот, развернувшуюся стройку. Пересекли реку. Рядом с рекой – зона отдыха, где уже дымят мангалы и кто-то таскает от реки вёдра воды и моет своего железного коня. Река неширокая, она хитрыми извивами прячется от людей в камышах и холмах, причём в обе стороны так. Что за речушка – непонятно, без названия. Но мост через неё перекинут основательный, хоть и узкий. А возле моста – тарзанка, сделанная искусно, с деревянной лестницей к кромке воды, с резьбой по жердинам. И опять же, какая-то половинчатость: тарзанка есть, а верёвок и перекладины, за которую нужно цепляться, чтобы раскачаться и сигануть в воду – нет, лишь её обрывки.
За мостом – большущий постоялый двор, кафе, что ли. С собственным громадным хозяйским двором, вынесенным почему-то не на зады, а на перёд ресторана. Получалось что-то сельского бытового зоопарка: ряды клетушек с курами, кролями. Меж них бродят дети, рассматривают меланхолично что-то жующую живность. Позже мы узнали, что все эти куры, зайцы – это будущие блюда. Выбрал – приготовили. В глубине угадывался пруд. Территория огорожена деревянным искусно оформленным забором. Вот, например, ворота:



Причём, было видно, ресторанчик неслабо так посещается. Мы, кстати, тут же положили на него глаз и решили на обратном пути забрести и посидеть внутри.
Но нам нужно дальше.
Река убежала вбок, улица нас ведёт вперёд. Узкая, едва двум машинам разъехаться. О тротуарах можно только мечтать. По мостовой на скейте катаются малышня. Буквально. Ложатся на скейт – и один другого катает. Иногда съезжают на обочину, чтобы пропустить машину.
Номера домов всё ближе и ближе подходили к требуемому нам… Но впереди мы увидели лишь тупик. Вот улица обрывается – и дальше дорога сменяется тропинкой, которая уводит в небольшую болотистую рощицу. Эммм… и чё дальше, док?
Проконсультировались, а как, мол, к музею украинской архитектуры дойти? Нам махнули рукой в город, мол, к музею архитектуры – туда. Оказалось, тут два музея архитектуры. Тот, что нам нужен был, называли «музей под открытым небом». «Да, да, сказали нам, по тропинке – и выйдете». Странно, конечно, совсем неширокая тропа… куда же она нас заведёт?
Завела тропа в болото. С двух сторон – попаленные камыши, голые деревья густо, коряги и странный мусор: то тапочки, то обрывки куртки… ото счас как выпрыгнет из-за извива тропинки местная собака баскервилей! Она и выпрыгнула! Местная низенькая шавка меланхолично подошла к нам, тоскливо осмотрела – и сокрушённо качая головой удалилась восвояси.
Тропинка упёрлась в шаткий мосток из нескольких лесин, а потом разделилась на две ещё более тонкие тропы, разбегающиеся в разные стороны. А впереди показались на холме ветряки! Эта была цель нашего путешествия! Только вот к ней было не пройти: под холмом вправо и влево разбегался забор. И куда идти? Направо? Там угадывались огороды, и кто-то местный с вилами наперевес уже заметил нас и смотрел издалека из-под ладони. Налево? Тропинка убегала за холм и терялась в переплетении голых ветвей и камышей.
Зато наверху, на холме, рядом с каким-то ветряком сидели на лавочке три мужика. Один увидел нашу нерешительность и шустро подбежал поближе.
- Куда? В музей? Не, вы тама не пройдёте, туда, направо, идите! – и показал почему-то налево. – А тама и вход, и касса.
Мы его поблагодарили – и поспешили в сторону, указанную мужичком. Ох, не нравилось мне всё это. Никаких таких «входов» и «касс» не наблюдалось, тропинка вывела вновь к болоту – и повернула… обратно в город. А что, если эти трое сейчас прибегут? Заманили в дебри, кокнут – ведь заметили сумку непростого фотоаппарата! – а трупы свалят в болото. Куда ведёт тропа? В ловушку? К дороге, что вновь пойдёт вокруг забора?
И тут на глаза попалась другая тропа, что вела в дыру в заборе. Местные протоптали. Мы, недолго думая, пошли по ней, шустро взбираясь на холм. И оказались на задворках этого самого «музея под открытым небом». Вокруг никого не было, так что никто и не видел, как мы очутились на территории. Кстати, если бы мы пошли по тропе, то через пять минут вышли бы на асфальтную дорогу, которая таки привела бы к заднему входу в музей и кассе. Но об этом мы узнали гораздо позже.
То, что мы оказались на территории музея, не заплатив, мне совсем не нравилось. Я решил найти кассу – и заплатить за вход. Кто-то из вас может сказать «Дурак! Халява же!» а я вам отвечу: не будет страна до тех пор европейской, пока будешь вести себя не по-европейски. А там, в Европе, в подавляющем своём большинстве любят порядок и любят ценить чужой труд. Ну, нормальные европейцы, не эмигранты какие-то. Там даже есть магазины доверия, где нет продавцов, лежат спокойно фрукты, овощи и вещи и висят на них ценники. А рядом стоит ящик, в который ты можешь опустить деньги за товар, взять купленое – и уйти. А можешь взять, ничего не заплатить – и уйти. Всё на твоей совести. И это вот – доверие и уважение – очень ценится в Европе, куда мы так стремимся всей нашей Украиной.
Вот и мы с женой решили не быть жлобами и быдлом – и пошли сразу же к кассе. Пошли её искать. Тем более, возле кассы обычно продают всяческие программки и проспекты о музее. Их мы также решили приобрести на память.
Одного мы не учли: вышли мы на диаметрально противоположной от кассы стороне. Где находится сама касса, мы не имели ни малейшего понятия (а о «задней кассе» так и вообще не имели никакого представления). Тупо пошли по дороге. А вокруг потянулись тыны, домики, всякое интересное, и Натка не выдержала пустого прохождения всяческих интересностей. Тут же вытащила фотик – и давай фотать! Автоматически отмечали: туда пойдём, а там обязательно побываем, и вот ту штуку облазим.
Вообще, музей был сделан интересно. В виде всамделишней деревни. Домики, хозяйства, несколько церквушек, завод, всякие конторы, организованные административный центр и помещичья усадьба и многое, многое другое. Казалось, что раньше это была самая настоящая деревня, только жителей выселили, прибрались – и сделали из бывшей деревни музей.
Вольно-невольно, но мы всё же свернули с первоначального пути, когда увидели рыночную площадь и ярмарку на ней.
Здесь на большой площади стояла административная хата: сельская управа. А ещё тут были народные забавы – большущие качели из чуть ли не всамделишной лодки на жердинах, которую не так-то просто одному раскачать. Там, где я жил до 27-ми лет, были в одном из дворов подобные качели. На них мы выбирались толпой – и толпой же залазили на одну половину. На другой умещался весь актив пацанов и девчонок другого двора – и мы долго раскачивали совместно эту гигантскую лодку-качели и так же долго порой приходилось тормозить. Взлетать было можно метров на десять, и самый кайф был осенью и зимой: осенью мы собирали большущие кучи листьев, в которые сигали с качелей, ну а зимой, естественно, сугробы. Вот такие громадные качели были и здесь. Правда, на них не представлялось возможным покататься: они были заблокированы поперечиной, приколоченной намертво к стойкам.
Но уровень веселухи оценить можно было.
Тут же стояли лотки с сувенирами и всяческими там магнитами. Но выглядело всё это так убого и… несамобытно, что ли что мы так и не решились что-то купить.
Зато там, на площади, стоял самый настоящий бычок соломенный бочок!



Здесь были так же журавель-колодец, правда, засыпанный. Ну и прочие амбарчики, гумно и прочее. У сельуправы стояли гигантские ели, и в их корнах налетающий ветер так шумел и свистел, что мы аж заслушивались.
Людей ходило как-то не очень много. Толп не наблюдалось, но всё же там-сям мелькали пары, одиночки и целые группы людей.
Долго задерживаться тут мы не стали, пошли себе дальше. На прелести там, сям, решили не засматриваться: всё это ещё увидим. Практически в каждом дворе сидела бабушка или женщина: смотрители. Рядом аккуратно прислонены велосипеды. Смотрители – местные. Кое-кто, дабы не просто так тут время просиживать, облагораживал участок, который надсматривал. Цветничок там, или даже мелкий огородик – и возятся там. Вообще, да, музей хоть и выглядел как деревня, и даже слегка обжитая, но всё же живой она не воспринималась: стояла тишина. Не слышно было живности, даже птицы пели очень редко. Мёртвая деревня.
Долго ли, коротко, а пришли мы ко входу. Рядом – небольшой рыночек сродни тому, что видели на рыночной площади, но никаких проспектов. За оградой угадываются машины, но ни микроавтобусов, ни намёка на остановку и муниципальный транспорт… как же мы выбираться-то отсюда будем?
Промаршировали к кассе, купили билеты. Стоимость их была на удивление маленькой: 15 гривен. В кино, например, сходить стоит в четыре раза дороже. Отдельно висел ценник на видеосъёмку, фотографирование, но вот на фото отдельное разрешение брать мы не стали: очень многие из встреченных на пути посетителей были с большущими фотоаппаратами, и я что-то сильно сомневался, что кто-то из них доплачивал 50 гривен. Скорее всего, имелось в виду специальные фотосессии на фоне хатынок. Нашу версию подтвердило то, что перед нами покупали билет молодая парочка, и у девушки на шее болтался большущий профессиональный фотоаппарат – ей и слова не сказали о доплате.
Спросил у девушки-кассира, мол, как отсюда нормально выбираться в город, бо мы вот зашли зайцами. На что кассирша посоветовала возвращаться тем же путём, мол, так удобней будет, чем такси брать. Ну ок.
Купив билеты, поспешили на территорию музея, и вовремя: к кассе вышла большая группа людей, и самым первым шёл гид, который сообщил кассирше, что с группой, привёз, мол, их аж с Киева.
- Понаехало тут, понимаешь, киевских! – громко пробурчал я, за что получил ощутимый толчок в бок от жены. Ну а что я, не прав, что ли?

* * *

Итак, можно сказать, что вот тут и началась наша экскурсия по музею под открытым небом. От главного входа в разные стороны расходилось три дорожки, и мы решили пойти по правой. Тут как бы начиналась история края, а вот если пойти по левой дорожке – посетитель попадал прямо в 19-ый век. Мы решили идти «с самых низов».
«Самые низы» тут были представлены менгирами и древними фундаментами чего-то, спрятанными под стеклянным колпаком. При этом менгиры были защищены металлическими «бронежилетами». От дождя, наверное, от капели. Впервые такое видел.



На менгирах даже что-то было написано, но не разобрать. И было их много.
Потом на глаза попались непонятные развалины, что-то вроде печи… Объяснила надпись. Вообще – возле каждого домика или развалин стояла металлическая табличка, доступно рассказывающая о том, что перед нами, как сюда попало.
В общем, эта печь оказалась первобытным кузнечным горном, в котором выплавлялись первые наконечники стрел и так далее.
Землянка, в которой одному даст бог развернуться, а оказывается – самый настоящий дом, в котором жили чуть ли не всей семьёй. А я попервой решил – погреб.
Ещё один мелкий домик, который оказался жилищем селянина в 8-9-ом веке, восстановленный из… печи! То есть сначала нашли печь, а потом вокруг неё восстановили жилище селянина.
А потом мы вышли к усадьбе богатого славянина. О том, что восстановлена усадьба не рядового славянина, указывало многое: частокол, сделанный из всамделишных жердин, резные ворота с изображениями солнца и звёзд, несколько строений за частоколом. Да и на табличке было написано «Дом зажиточного горожанина».



Все домики за частоколом – на подклетях, ко входам ведут лесенки. В домах где – утоптанный земляной пол, где – настил из брёвен. Лавки-лежанки, лари, под потолком развешаны пучки трав, большая печь. Труба вот тоже в виде домика сделана, закопчена.
Мелкий всё же домик, хоть и зажиточного славянина. В тесноте жили люди.
Надо всё же отдать должное тем, кто восстанавливал и содержит в порядке все эти домики: сделано всё аутентично, сохраняется по мере сил и возможностей, но сохраняется же! Респект и уважуха, в общем.
Дальше тропа вывела нас к одному из храмов, вокруг которого раскинулось кладбище. Погост был не просто старым – древнейшим! Или настоящим был, или привезённым, но все эти могильные плиты и кресты были всамделишными. На плитах выбиты почти стёршиеся из-за времени, ветра и дождей надписи. На многих плитах или выбит, или, наоборот – вокруг него выбито всё так, чтобы оставался один – крест! Плиты – разных форм и размеров. Были даже треугольные! Кресты из брёвен, где – крепко стоят, где – покосились от времени.
Сам храм – деревянный, рядом с ним – большущие клети засыпанных колодцев, а напротив – звонница причудливой формы. Второй этаж словно висит в воздухе, опираясь на ажурные тонкие колонны. Но и тут впервые увидел, что старина в этом музее не вся содержится в порядке: уже рассохлась лестница, что вела на второй этаж звонницы, уже зияет дыра в одной стене…
Зашли в храм, а он весь изнутри – синий-синий и голубой-голубой, и в центре самого высокого купола – золотой голубь-святой дух летает. И всё покрыто звёздами.



Сам храм маленький, а певчие стояли на специальной галерее, сооружённой прямо над головами прихожан. Скрытую лестницу, что на галерею ведёт, не сразу и увидишь. Решётки на окнах – в виде стилизованных крестов, а решётка – чугуниевая, густо покрашена в чёрное.



Продолжение - во второй части
Tags: Хроники семьи Рашевских
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments