Рашевский Михаил (goblin_mih) wrote,

Каменец-Подольский. День третий

День первый
День второй

Итак, третий день в Каменце. Третий и последний. Вечером - обратно в Киев. Домой.

День привычно начался с "завтрака в постель". Правда, на этот раз они что-то задержались, пришлось звонить по внутренней связи. А просто! Поднял трубку телефона - у них уже звонит, отвечают. Ляпота!
Позавтракав, долго паковали вещи. Помимо того, с чем приехали, накупили тут же всего (один костюм мой, например - вещь довольно-таки объёмистая!). Еле упаковались.
И - вперёд!
На сегодня запланировали "занесение хвостов" по Старому Городу. По сути мы ведь пробежались по центру. Несколько раз. А Старый Город - он обширен! Хоть и мал.
День, в отличие от вчерашнего, был очень светлый, солнечный, самый кайф для фотографа.
В общем, первым делом сходили в Ратушу, превращённую в музей и кафе одновременно. Взяли билеты сразу на три экскурсии, все, что там были: "Эволюция денег" (в нашем историческом музее куда обширнее коллекция), ".... (какой-то там, не помню) суд" - вообще мало что понял. И "Казни и пытки". Последнее вообще жесть. Для того, чтобы показать эту экскурсию, меня отвели (Натка не захотела это смотреть) в подвал Ратуши. Что интересно, вход в подвал был в кафе, которое сделали на первом этаже Ратуши. Огороженный лёгкой оградой крутой спуск. Замок, цепь. Служительница музея отпирает замок, мы спускаемся вниз. Лестница ОЧЕНЬ крутая, каменная, стёртая, реально-трушная. Всей экскурсии - две комнаты, в которых в зловещем тускло-красноватом свете различимы орудия пыток: дыба, крюк, виселица и другие. Служительница включает магнитофон - и комнату наполняют стоны и крики пытаемых. Чесгря, от этих "спецэффектов" хочется только ржать. Служительница хранит молчание - ведь я не заплатил за то, чтобы она говорила, не купил саму экскурсию, а только билет "на посмотреть". Во второй комнате несколько пыльных кукол из папье-маше, облитых красным, изображают осуждённых в ожидании пыток. На стене висит плакат, на котором на двух языках - украинском и польском - красочно описаны всевозможные виды пыток. Всё. Дешёвый кич. Всех "удовольствий" - на минуту. Может, потому и не рекомандовал Александр эту экскурсию? И я не рекомендую.
И опять: поразился, сколько у них в маленьких музеях работает народу. В каждой комнате по двое, и все женщины, и все - не старые, есть и молодёжь.
Дальше мы пошли в собор. В первый день мы обошли его вокруг, не знали, что внутрь тоже можно. Сегодня решили вторгнуться в святая святых.
Вторглись, чо.

48.58 КБ

Внутри было готично. Полумрак, склепы, цветные солнечные лучи на стенах от витражей, скрипящие скамьи, высоко и воздушно. Холодно. Видал я и побольше, получше и постарше (в Антверпене), но и тут - круто!
Потом - это была моя задумка - решили сходить в "парк с орлом", на который намекнул Александр. По пути Натка забежала в одну из многочисленных крамничок, в которых тут продаются всякие вышиванки, сувениры. Что-то там покупала для своих рукодельных дел. Я же тынялся рядом. Заметил раньше - а теперь и снял одну местную фишку, которую нашим перенять бы не мешало:

161.52 КБ

Видите? Подпорная стена в виде ограды, а в ней - ниши-углубления. Подножие ниш - деревянный настил. Получается лавочка. Дёшево и сердито, а главное - очень функционально. Левее такой лавочки, кстати - пандус для колясок инвалидов и лестница - к магазину.
Тут же увидел прямое подтверждение функциональности такого "девайса":

138.82 КБ

Шёл мужичок, вёз на велосипеде дрова. Устал. А тут и лавочки по пути. Присел, отдохнул - пошёл дальше. Кстати, вы заметили зелёный забор за спиной мужичка? В Старом городе их много, причём большинство уже начали валиться. Это захваченные участки. Кто-то когда ещё можно было покупать тут землю, купил по дешёвке - и теперь иногда эти участки нет-нет, да и всплывают на продажу. Раз в эндцать дороже закупочной цены.
Реально очень много там таких зелёных ничейных заборов, а внутри огороженной ими территории - заросли травы, свалки, руины.
Идём дальше. Через мост, соединяющий Старый город с Новым. Виден парк, лестницы уступами спускаются к смотровым площадкам над карьером. Водопады, корни, глыбы. Зачем-то на скале белой краской нарисована шкала с метрами.

163.75 КБ

Весь немаленький мост увешан замочками влюблённых. Ну, это уже мировая традиция.
В парке статуи, некоторые - олени - стоят прямо над обрывом.

145.31 КБ

Олени - часть легенды возникновения города.
В парке - каскад маленьких ставков, плавают белые лебеди в "Лебедином пруду", мостят дорожки из плитки. В нише под громадным орлом - многочисленные росписи маркерами о том что Вася любит Иру и т.д. Название даже есть "Грот влюблённых". Ну, понятно.
В парке мы не задержались, пошли к православному Александро-Невскому собору. Я пошёл, Натка чёт приустала, подождала. В сам собор я не заходил, вокруг только обошёл. Красиво! Многочисленная ковка везде, где только можно. Например, вот это просто держалка для заградительной цепочки:

176.99 КБ

Вообще, ковки тут просто дофига. Причём, кузнечное дело развито тут очень давно. Гуляя по городу, мы то и дело натыкались на ковку как новодельную, так и очень старую, но везде - вычурно-красивую, иногда даже - филигранную.
Поспешили вновь обратно через мост, хотели ещё по нескольким улочкам пройтись.
Вид с моста просто невероятно красивый:

92.00 КБ

Видите там вдали башню? Входила в комплекс защитных укреплений, нынче - ресторан. Вообще, развалин и, кстати, неплохо сохранившихся и восстановленных сооружений тут - море. По отвесным склонам карьера тут, там видны подпорные стены и контрфорсы, оставшиеся ещё со Средневековья. На каждом шагу - поросшие мхом и сурепокой девние кладки. Идёшь - и прикасаешься к вечности. Обыденно так.
Вот, например, привычная для Старого города картинка:

111.12 КБ

Стоят несколько домов. Жёлтый - недавно отреставрированный, а голубой и красный - ещё нет. Причём некоторые декоры с красного дома переползают на синий, соединяют эти два дома. Видны обширные подвалы и громадная веранда, как было принято в Средневековье. Да-да, скорее всего, в этих комнатах жили мушкетёры или казаки в 17-ом веке. Нынче это всего лишь жилой дом. Но он помнит целую эпоху!

Побродили по дальним, крайним улицам. Заброшенные, недостроенные (кризис!) дачки и таки достроенные большущие частные дома соседствуют с отелями, громадной 50-х годов 20-го века школой (вполне себе работает) и - совсем старыми зданиями и сооружениями. Вот, например, идём мы по крутой мощёной улочке - и натыкаемся на эту башню:

129.33 КБ

Когда-то, может, дозорная башня, а скорее всего тут жила часть гарнизона, нынче - пристройка к современному ресторану. Находится в плачевном состоянии. Крыша поросла, в прорехах, из многочисленных дырок вылетают голуби. Раствор, скрепляющий камни, медленно разрушается травой. Но стоит ещё, держится молодцом! Вряд ли ещё долго стоять будет...

И снова неспешно гуляем, удивляемся соседству современного и древнего. Вот уютный дворик в одесском стиле - вдоль второго этажа идёт веранда, висит на верёвках бельё, а рядом с тем двориком - старезная церковь, оплывшая от времени, но действующая. Девушка в пушистых тапочках семенит по мощёной мостовой, камни для которой обрабатывали полтысячи лет тому назад. Корни толстого старого дерева взрывают такой же толстый старый забор. У стены, которую клали ещё предки османов, нынче прилепили маленькую детскую площадку. В общем, Старая Европа.
Уже темнело, когда мы наткнулись на башню Стефана-Батория.

145.60 КБ

Увы, время и люди не пощадили её, а ведь раньше она была прекрасна! Нынче половины крыши нет, внутри - разруха. Вот, сфоткал как мог внутри (в кадр попали многочисленные призраки)

97.53 КБ

Хоть многочисленные отверстия и отнорки заварены железом, но некоторые сорваны. А рядом колледж и недалеко - школа! Наверняка среди молодёжи ходят обязательные ритуалы пробраться ночью или просто в темноте внутрь и найти путь на крышу. Иначе, мол - не мужик.
К башне в течение времени делались пристройки, последняя - в 18-ом веке. А вот ремонтировалось ли после? Не знаю. Вид у башни всё равно средневеково-фантастический. Вот, я даже прибалдел с него:

115.48 КБ

Реально стемнело, и после того, как мы посмотрели турецкие валы, пошли потихоньку в гостинницу.
Чутка отдохнув (до выселения с гостинницы оставалось ещё полтора часа), мы решили сходить в кав'ярню (кафе) "У полицмейстера", о котором многие говорили и как рекомендовали, так и отсоветовывали. Решили проверить, что же там.
Там - бомба! Очень стильно, много старины (иногда даже черезчур), всё везде уставлено и увешано стариной. Чтоб посетители не лямзили - прикручено саморезами или приклеено. Но самое интересное там - столики. Под стеклянной крышкой покладены листочки писем, документов. Архив. Старый архив, переписка. Тот ещё стиль, начало 20-го века, до революции. Возможно, один архив на все столики, а возможно на каждом столике - история разных людей. Очень интересен стиль изложения! И, кстати, кофе по-венски у них отменное. Как и горячий шоколад.
А "У полицмейстера" - это всего лишь один из видов кофе. Всего-то.

Такси пришло через пять минут после вызова, от гостинницы до железнодорожного вокзала доехали быстро, а стоило это всего лишь 16 гривен (!!!). Поезд уже стоял на перроне, и мы не заставили его ждать нас.

Вот, в принципе, и всё.

Что я скажу в общем? В общем - город офигезен! И Каменец, и округа, и люди. Мы обязательно его навестим вновь. Посмотрим на воздушные шары и средневековый бал-маскарад, погуляем по навесным мостам и слазим в пещеры. И, конечно, вновь посетим теперь уже старых знакомых - замки, крепости, башни.
Приезжайте в Каменец-Подольский! Не пожалеете!